Премьера нового балета в Большом театре

23 июля 2015

Свой 239-й сезон Большой театр решил закрыть премьерой мирового уровня. Новая экспериментальная трактовка «Героя нашего времени» Лермонтова стала одним из самых неожиданных событий уходящего театрального сезона. Балет был поставлен на Новой сцене, которая как раз и предназначалась для необычных постановок и творческих экспериментов. Либреттистом, сценографом и режиссером-постановщиком стал известный возмутитель спокойствия Кирилл Сребренников. Он на пару с Еленой Зайцевой выполнил также и работу художника по костюмам.

Премьера нового балета в Большом театре

Хореография и музыка

За хореографию постановки отвечал экс-премьер Большого театра Юрий Посохов. Для этого ему пришлось отвлечься от основной работы в «Балете Сан-Франциско» и уделить время творческой группе «Героя нашего времени». За музыкальную часть балета отвечает композитор Илья Демуцкий. Он уже создавал музыкальное сопровождение для зимней Параолимпиады в Сочи и отличился скандальной оперой «Новый Иерусалим». Это произведение об охоте на маньяков два раза пытались поставить в Санкт-Петербурге, но оба раза его запрещали местные власти. Из-за «Нового Иерусалима» на композитора даже был совершено нападение.

Демуцкого взяли в труппу по настоянию Кирилла Сребренникова. Изначально предполагалось, что музыкой для балета займется Юрий Красавин, но режиссер проявил твердость, и отстоял кандидатуру Демуцкого. И, как показала премьера, оказался абсолютно прав. Главной изюминкой и несомненной удачей постановки стало именно ее музыкальное сопровождение. Скандальный композитор создал необычно сложную музыку, которая наилучшим образом передала настрой такого непростого произведения, как «Герой нашего времени». Она не только подчеркнула основные акценты, расставленные в этом романе Лермонтовым, но и прекрасно легла на хореографию Юрия Посохова.

Необычные режиссерские находки

Премьера нового балета в Большом театре

Режиссер-постановщик Сребренников сумел внести в классическое произведение свои собственные экстравагантные находки. Изначально он планировал создать бассейн, имитирующий море, для второй части балета «Тамань», но от этой идеи пришлось отказаться по соображениям безопасности. Отказавшись от моря, Сребренников переключил все свое внимание на главного героя, создав для него несколько церковный триединый образ. Отказавшись от заезженного образа рокового блондина, режиссер отдал партии в каждой из трех частей балета разным танцорам.

Несмотря на то, что описываемый в романе временной отрезок относительно невелик, постановщик проводит очевидную возрастную линию в каждой части балета. Весь остальной процесс балета был сознательно упрощен, чтобы не отвлекать зрителя на разгадывание того, что происходит на сцене. Все это вместе с характерной для Сребренникова хореографией делает постановку действительно необычной. Придя на классическое балетное действо зритель получает еще и порцию театрального драматизма и оперных арий, на фоне которых эффектно танцуют кавказские джигиты. Такое необычное сочетание позволяет говорить о том, что в конце сезона Большой театр еще раз продемонстрировал свое первенство в искусстве балета.