Движения русского народного танца
Русский танец – это удивительное явление, возраст которого насчитывает не одну сотню лет. Зарождение и развитие его началось еще во времена Руси, когда пляски были неотъемлемой частью праздников, ярмарок и народных гуляний.
Движения русского танца
Движения русского танца столь характерны и самобытны, что спутать или даже сравнить его с каким-либо другим просто невозможно. Непременным атрибутом его являются яркие национальные костюмы, а также задорная, веселая и пронизанная добрым юмором хореография.
Специалисты выделяют четыре основных жанра русского народного танца, которые в свою очередь делятся на поджанры:
- перепляс;
- пляска;
- кадриль;
- хоровод.
Кроме того, существует четкое разделение на женский и мужской танцы. Первый отличается плавностью и величавостью движений, второй же более активный и бойкий.
Женские движения
Среди наиболее часто встречающихся женских движений – «елочка». Корпус при его выполнении держат ровно, прямо. Опираясь на пятки, носки немного поднимают и, соединив их, легко и быстро переносят вправо. Следующим движением немного поднимаются на носках, держа пятки вместе, и снова переносят их в правую сторону скользящим движением.
«Гармошка» несколько сложнее по исполнению. Сперва пятку левой ноги вместе с носком правой приподнимают, после перемещают их вправо, затем ноги меняют.
При выполнении «припаданий» голову следует держать повернутой вправо и немного опущенной. Выполняют подъем на носочки прямой левой ногой. Потом правую, прежде согнутую в колене и приподнятую, опускают наземь всей стопой, перенося на нее центр тяжести, и повторяют движение для другой ноги.
Мужские движения
Исходная позиция почти всегда одна: корпус прямой, ноги вместе, в шестой позиции, руки, сжатые в кулаки, ставят на пояс.
Весьма популярна «дробь», во время которой частыми, сильными и четкими движениями выстукивают определенный ритм. Становятся в исходную позицию, затем ноги немного сгибают в коленях. Одну ногу приподнимают до середины икры и делают удар по полу, затем сухой подскок на другой ноге, первую снова поднимают до икры и делают удар. После выполняют то же для другой ноги.
Выполняя «ковырялочку» делают легкие удары пяткой и носком каждой ноги, периодически переменяя их перетаптыванием.
Очень популярна в русском танце «веревочка». Исходная позиция – третья. Колени ног сгибают, разводя в стороны. Одну ногу приподнимают так, чтобы ее носок указывал на икру второй ноги, после чего первую ногу ставят за вторую.
Некоторые движения вроде «гармошки» являются универсальными, и выполнять их могут как мужчины, так и женщины. Однако, следует помнить главное правило исполнения не только русского народного танца, но и любого другого: техника, безусловно, важна, но танец без вложенной в него энергетики просто набор телодвижений, красивых, но бездушных и пустых.